«Другое понимание» – это чуть ли не моя репутация в КСТ. Я пришел в клуб, имея три высших образования и считая себя состоявшимся человеком, а оказался не способным понимать и быть учеником. И, в какие-то моменты, я совершенно не мог принять тот факт, что я могу что-то не понимать или понимать не так.
Во время учебы мне казалось, что если делать все домашки и максимально участвовать в проектах, то учеба будет успешной. Первый год с таким пониманием я чувствовал себя если не первым, то, как минимум, вторым учеником. Однако, все чаще со стороны учителя стали звучать фраза: «Вы понимаете как-то иначе», «Вы поняли, но опять как-то по-своему», «Надо работать над понимание», «Понимание тоже лежит на стороне понимающего». Вскоре подобные моменты стали происходить и с одногруппниками - они стали удивляться моим действиям или полученному у меня результату. А я все не мог понять, что же их удивляет.
Продолжая усердствовать в домашках и проектах (а к какому-то моменту уже стал бояться проявлять это усердие), я уже ощущал себя последним учеником и к концу учебы ситуация не поменялась. И вот через семь лет от начала учебы, я, кажется, нащупал подход (только подход) к проблеме. Хотя бы появились гипотезы на тему «Почему я понимаю иначе».
1. Первая гипотеза – это некий момент (ценности, эмоции, чувства, невербальные отношения и т.п), важный для каждого в сообществе кст, упускается мной при понимании ситуации. И он настолько важен или настолько мной упускается, что переворачивает иногда кардинально. Как пример: мы разбираем ситуацию в управленческих поединках, и разбираем ее по слоям. Какие-то слои проще разобрать, какие-то сложнее, но если слой не разобран – полного понимания ситуации нет. Видимо, так и у меня. В группе возникает ситуация, и один «слой» проваливается. И вот уже всю ситуацию я понял по-другому.
2. Вторая - это моя «истинная» мотивация: в работе, учебе, любой деятельности -«тщеславие». Именно нахождение в сообществе помогло мне разглядеть это явление в себе. Вот как оно влияет на «понимание». Во-первых, не слышишь человека. Т.е. не возникает ПРИЧИНЫ его слушать, тщеславный ощущает себя «умным по определению» и он не сомневается, что мог понять человека иначе. Ощущение «и так (уже) всё понятно» не даёт возможности сомневаться в собственных выводах в отношении понимания другого человека. Во-вторых, происходит подмена целей. При понимании ситуации появляется фильтр из «амбиций», который подменяет цели с акцентом на личные потребности. Из искаженных целей рождаются неверные управленческие решения. И если управленческое решение удовлетворяет тщеславие, то искать другое, сомневаться в правильности первого не возникает потребности. Стать вторым, быть не услышанным, подвергнуться критике, не получить признание высказанной идеи - для тщеславного «не понимать» - значит быть «глупым», мой разум делает всё, чтоб не признавать ситуации «не понимания». Мне, дважды дошедшему до финального поединка в чемпионате, принять саму возможность, что-то я не способен что-то понимать, было почти не возможно. Надо разрешать себе быть «глупым».
Много чего полезного и болезненного (смайл) было на протяжении этих лет. Но я благодарен Ларисе Анатольевне, что она создала среду, в которой такие открытия случаются, даже если случалось через боль.
фото: спектакль Клуба социальных технологий "Вишневый сад" (А.П. Чехов)